Дзюрич О.А. Проблемные аспекты правового регулирования деятельности в сфере осуществления игорного бизнеса в Республике Беларусь

Понятия «игромания» или «игровая зависимость» существуют уже более пятидесяти лет, однако в настоящее время данный феномен приобрел особую актуальность. Поскольку данная проблема становиться особо острой на современном этапе развития общества, то необходимо принятие эффективных мер по борьбе с данной зависимостью. Представляется, что эффективным в данном случае будет принятие актуальных мер правового регулирования.

Одной из мировых проблем в противодействии игромании называется шаговая доступность игровых заведений. Необходимо отметить, что в Республике Беларусь статистика об этом не свидетельствует. По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в настоящее время лицензии имеет 116 субъектов игорного бизнеса, тогда как полтора года назад их было 205. Соответственно сократилось и число игорных заведений с 648 до 406. При этом если количество казино остается стабильным (сегодня их насчитывается 33), то количество залов игровых автоматов уменьшилось с 418 до 260. Также стабилизировалась ситуация и на рынке игрового оборудования. Сегодня в стране функционирует более 9,6 тыс. игровых автоматов, столов и касс букмекерских контор. Причем их количество в последние годы остается практически неизменным, тогда как еще несколько лет назад это чисто увеличивалось минимум на тысячу единиц.

Руководством страны избрана политика в данной сфере, при которой игорный бизнес будет развиваться далее, однако его осуществление будет четко регламентировано законодательством. Об этом свидетельствует динамика правового регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса.

Так, например, Президентом Республики Беларусь 24 сентября 2012 г. подписан Указ № 416 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 и от 19 ноября 2010 г. № 599» (далее – Указ № 416) [1]. Он направлен на дальнейшее совершенствование деятельности в сфере игорного бизнеса.

Рассмотрим некоторые нововведения. Через 6 месяцев после официального опубликования Указа № 416 вступает в силу положение, согласно которому физические лица могут самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений. Срок действия самоограничения будет варьироваться от шести месяцев до трех лет. Представляется, что данное ограничение станет эффективной мерой в борьбе с возникновением игровой зависимости.

Лицо, желающее ограничить себя в посещении игорных заведений, будет иметь право написать заявление любому из организаторов азартных игр, которое должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись. Представляется, что при подаче заявления на посещение игорных заведений, лицо должно также собственноручно проставить и дату подачи заявления, следовательно, рассматриваемую норму необходимо дополнить.

Заявление, поданное одному из организаторов азартных игр, будет рассматриваться как подача аналогичного заявления всем организатором игр. Рассматриваемое заявление не подлежит возврату лицу, его написавшему, до истечения срока самоограничения на посещение игорных заведений.

Далее организатор азартных игр будет обязан зарегистрировать данное заявление и не позднее дня, следующего за днем принятия, отправить его копию в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь не позднее дня, следующего за днем принятия копии заявления, вносит сведения о таком лице в реестр лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорного заведения. Предполагается, что доступ организаторов азартных игр к реестру будет осуществляться посредствам Интернет-ресурса Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в сети Интернет.

По нашему мнению, при применении данного алгоритма наложения самоограничения могут возникнуть некоторые трудности. Так, после написания заявления и проставления даты лицом, желающим ограничить себя в посещении игорных заведений, организатор азартных игр должен зарегистрировать данное заявление в журнале, который должен быть четко определен или же требования к хранению и ведению которого должны также регламентироваться законодательством либо. Представляется целесообразным также и введение нормы, которая бы регулировала хранение поступивших заявлений на самоограничение в посещении игорных заведений как приложений к журналу регистрации таких заявлений.

Считаем также необходимым определение срока начала действия такого ограничения. По нашему мнению, введение данной нормы помогло бы избежать ошибок в действии «системы самоограничения». Началом течения срока ограничения могла бы стать дата внесения данных о физическом лице, подавшем заявление об ограничении в посещении игорных заведений, в реестр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Полагаем, что именно такие меры помогли бы избежать, с одной стороны, злоупотреблений со стороны организаторов азартных игр, а с другой, не допустить ошибок в правоприменении.

Одним из новшеств правового регулирования в данной сфере является также запрет на допуск в игорное заведение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, данное ограничение существовало и ранее, однако изменилась «процедура» выявления таких лиц. Ранее работник организатора азартных игр имел право проверять документы, удостоверяющие личность, лишь у лиц, в отношении которых у него возникло сомнение относительно недостижения такими лицами восемнадцатилетнего возраста. В настоящее время организатор обязан обеспечить проверку документов, удостоверяющих личность, у всех посетителей игорного заведения.

Новшеством законодательства также является то, что организатору азартных игр (согласно определения им является юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере игорного бизнеса) запрещается принимать на работу лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Из буквального толкования данной нормы можно сделать вывод, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере игорного бизнеса, не вправе заключать трудовой договор с лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, трудовой договор с таким лицом не может быть заключен даже при условии того, что должностные обязанности лица не предусматривают работу в игорном заведении (согласно определению им является место принятия ставок в азартной игре).

Указом № 416 организаторам азартных игр предоставлено право проведения в игорных заведениях культурно-зрелищных мероприятий, а также оказание услуг общественного питания. Учитывая этот факт, полагаем, что запрет на прием на работу граждан в возрасте до восемнадцати лет необходимо конкретизировать, изложив норму в следующей редакции: «Прием на работу в игорное заведение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, чья трудовая функция непосредственно связана с проведением и организацией азартных игр».

Подходя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что необходимо четко регламентировать деятельность в сфере игорного бизнеса для недопущения нарушений законодательства как самими организаторами азартных игр, так и посетителями игорных заведения, и, что немаловажно, проверяющими субъектами.

Список литературы:

1.​ Указ Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 и от 19 ноября 2010 г. № 599» от 24.09.2012 г. № 416 // ПС Эксперт: Беларусь.