Дзюрич О.А. Некоторые аспекты совершенствования механизма самоограничения в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь

В последнее время в юридической литературе все чаще можно встретить мнение, что законодательство на современном этапе своевременно реагирует на изменения в социально-экономическом развитии, учитывает различные аспекты общественных отношений.

Бесспорно, что такой вид предпринимательской деятельности, как игорный бизнес нуждается в государственном регулировании. Поскольку игорный бизнес в Республике Беларусь находится на стадии развития, то и правовая база, его регламентирующая, постоянно развивается.

Целью настоящего исследования является внесение предложения по совершенствованию действующего механизма ограничения лиц в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь.

Возрастает и число субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса. Так, по данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 31 декабря 2010 года действовало 205 субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса [1]. По данным на 1 июля 2013 года – 136 [2]. Однако данная статистика не является свидетельством того, что активность в игорном бизнесе значительно снижается. Она скорее демонстрирует то, что субъекты игорного бизнеса укрепляют свои позиции в данной сфере.

В Республике Беларусь создана и действует Ассоциация развития игорного бизнеса, целью которой является координация предпринимательской деятельности ее членов, защита их законных прав и интересов, а также содействие цивилизованному развитию игорного бизнеса в Республике Беларусь и принятие мер по становлению отдельной отрасли отечественной экономики – игорной индустрии [3].

Динамика правового регулирования в данной области показывает, что государство нацелено на дальнейшее развитие игорного бизнеса при условии четкой регламентации на законодательном уровне.

Например, Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2012 года № 416 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 и от 19 ноября 2010 г. № 599» [4] (далее – Указ № 416) введена норма, устанавливающая механизм самоограничения лица в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь.

Так, п. 1.1.4 Указа № 416 установлено, что физическое лицо может себя самостоятельно ограничить в посещении игорных заведений на срок от шести месяцев до трех лет путем подачи письменного заявления организатору азартных игр. Письменное заявление должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись. Копия принятого и зарегистрированного организатором азартных игр заявления не позднее дня, следующего за днем его принятия, представляется в Министерство по налогам и сборам. Министерство по налогам и сборам не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления копии такого заявления, вносит сведения о физическом лице в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений.

В целях унификации правоприменения данного механизма на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 10 декабря 2012 года была размещена примерная форма заявления об ограничении в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь. В реквизитах данное заявление содержит следующие данные: наименование юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса, адрес местонахождения игорного заведения, фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, самостоятельно ограничившего себя в посещении игорных заведений, наименование документа удостоверяющего личность, номер документа, дата выдачи и наименование органа, его выдавшего [4].

Вместе с тем, данная форма заявления не утверждена на законодательном уровне.

Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» [5] (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц) установлены требования к содержанию письменных обращений физических лиц: наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания); изложение сути обращения; личную подпись гражданина (граждан).

Кроме того, статьями 14, 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц установлено, что письменные ответы на вопросы могут не направляться заявителям, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия в присутствии заявителей; несоответствие обращения установленным правилам может повлечь оставление его без рассмотрения по существу.

Таким образом, в случае если по каким-либо причинам заявление лица будет требовать дополнительного рассмотрения (будет содержать неточную информацию), то организатор азартной игры не сможет принять меры по устранению данных неточностей.

Кроме того, полагаем, что очевидно несоответствие норм: адрес места жительства (местопребывания) не включен в перечень реквизитов заявления о об ограничении в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь, что влечет собой нарушение Закона об обращениях граждан как со стороны физического лица, желающего ограничить себя в посещении игорных заведений, так и со стороны организатора азартных игр. Заявление поданное с нарушением может не повлечь те правовые последствия, на которое оно направлено: лицо не будет включено в список лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений по причине ошибочности предоставленных данных.

Также, считаем, что нарушение будет присутствовать и со стороны организатора азартной игры, поскольку он будет обязан, соблюдая срок для рассмотрения обращения, предоставить лицу письменный ответ о рассмотрении обращения, однако в случае, если адрес физического лица будет отсутствовать, то это не будет представляться возможным. Обязанность у организатора азартных игр на ответ физическому лицу возникнет по той причине, что внесение сведения о физическом лице в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Считаем необходимым отметить, что статьей 9.13 Кодекса Республики об административных правонарушениях [6] установлена административная ответственность за отказ от приема обращения гражданина, нарушение установленных сроков обращения, неинформирование заявителя о решении, принятом в результате рассмотрения.

Полагаем, что для совершенствования механизма ограничения в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь целесообразно на законодательном уровне ввести форму заявления об ограничении в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь. Данная мера, на наш взгляд, будет способствовать уменьшению числа нарушений субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса, механизм самоограничения будет действовать более эффективно.

Литературные источники:

1.​ Реестр специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса по состоянию на 31 декабря 2010 года// Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.old.nalog.gov.by/docs/reestr%2001.07.2013.doc – Дата доступа: 18.11.2013 г.

2.​ Реестр специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса по состоянию на 1 июля 2013 года// Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.old.nalog.gov.by/docs/reestr%2001.07.2013.doc – Дата доступа: 18.11.2013 г.

3.​ Устав Ассоциации игорного бизнеса// Ассоциация игорного бизнеса [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.arib.by/images/downloads/Ystav.doc – Дата доступа: 18.11.2013 г.

4.​ Примерная форма заявления на ограничение в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь// Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.old.nalog.gov.by/docs/Primernaya%20forma%20zayavleniy%20(10.12.2012).doc – Дата доступа: 18.11.2013 г.

5.​ Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

6.​ Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Принят Палатой представителей 17.12.2002 г., одобрен Советом Республики 02.04.2003 г. //Эксперт: Беларусь [Электрон. ресурс]/ Эталонный банк данных правовой информации, Нац. Центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

Dziurych V.A.

SOME ASPECTS OF IMPROVING THE MECHANISM OF SELF-LIMITATION into visiting gambling establishments in Belarus

Brest State University named after A.S. Pushkin

Summary

We have investigated the relation of legislation on gambling and the law on the treatment of citizens and legal persons. It is proposed to improve the legislation to improve the mechanism of self-restraint in visiting gambling establishments in the Republic of Belarus.

РЕФЕРАТ

УДК 336.789

Дзюрич О.А. Некоторые аспекты совершенствования механизма самоограничения в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь

В работе исследовано соотношение законодательства об игорном бизнесе и законодательства об обращении граждан и юридических лиц. Внесено предложение по совершенствованию законодательства по совершенствованию механизма самоограничения в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь.