Теребей А.П. Реклама как объект гражданских прав
Изображение0038.JPG

Происхождение слова «реклама», по мнению некоторых ученых, связано с латинским «reclamo», что в переводе означает «кричать», «выкрикивать». Слово «реклама» в общепринятом смысле начало употребляться с середины XVII в.

В древности устную рекламу распространяли за соответствующее вознаграждение зазывалы. Письменная реклама, помимо папирусных свитков и вощеных дощечек, размещалась на придорожных камнях, а также на зданиях.

В настоящее время существуют не только разнообразные виды рекламы, но и различные способы ее распространения. «Реклама – двигатель торговли» - известное высказывание предпринимателя царской России И. Метцеля стало девизом современного бизнеса, в связи с чем достигает своего развития рекламный бизнес как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Одной из актуальных проблем правового регулирования в области рекламы является отнесение рекламы к тому или иному объекту гражданских прав. Следует отметить, что среди ученых высказываются различные точки зрения по данному вопросу. Остановимся на некоторых из них.

Кандидат юридических наук, доцент Кузнецова О.Б. полагает, что реклама – это информация, обладающая квалифицирующими признаками, при этом под информацией понимаются рекламные данные [1, 18]. Следует отметить, что позиция данного исследователя соотносится с определением термина «реклама», данного законодателем в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе». К схожим выводам по определению термина «реклама» в своем диссертационном исследовании «Правовое регулирование рекламы в гражданском праве» приходит и А.Ю. Головин.

Ученый-исследователь Черячукин Ю.В. предлагает рассматривать коммерческую рекламу как форму распространения информации (сведений, представлений), независимо от используемых средств, о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний [2, 17].

Уткин Э.А. в своем труде «Рекламное дело» утверждает, что реклама – это система мероприятий, с помощью которых стимулируется сбыт продукции на рынке благодаря использования для этого специальных рекламных средств [3, 74].

Следовательно, Уткин Э.А., как и Черячукин Ю.В., подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе относится учеными к числу услуг.

При этом согласно ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь охраняемая информация и услуги относятся к самостоятельным объектам гражданских прав, которые имеют различное гражданско-правовое регулирование.

Белорусский законодатель в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З «О рекламе» определил рекламу как информацию об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке [4].

Для определения правовой природы рекламы представляется необходимым остановится также на законодательном определении термина «информация». Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [5].

Несмотря на то, что реклама по своей сути близка к информации, они существенно отличаются друг от друга, в частности, по следующим параметрам:

по области применения – реклама используется в имущественном обороте, а информация в любой области;

по характеру – реклама носит добровольный характер, информация же может носить как добровольный, так и принудительный характер;

по направленности воздействия – действие рекламы направлено на неопределенный круг лиц, действие информации в зависимости от способа ее распространения может быть направлено на определенный либо неопределенный круг лиц;

по функциям – основной функцией рекламы признается привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке, функция информации – распространение определенных данных.

Полагаем, что вышеуказанное сравнение по некоторым параметрам информации и рекламы показывает, что понятие рекламы является уже понятия информации, то есть реклама является частным по отношению к информации: любая реклама является информацией, но не каждая информация относится к рекламе.

Таким образом, в действующем белорусском законодательстве реклама определяется через совокупность информации.

Толковый словарь иноязычных слов определяет информацию как сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь [6]. Указанное толкование слова «информация» подразумевает под собой и распространение данных сообщений. Информация как объект общественных отношений характеризуется коммуникативностью – только распространяемые и получаемые в процессе социального общения данные могут являться объектом общественных отношений. Значит, информация является деятельностью по сообщению определенных данных.

Исходя из того, что рекламой является информация, а под информацией понимается распространение определенных сообщений, то, следовательно, рекламой является также определенная деятельность, которая относится к числу услуг.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что реклама как деятельность по распространению определенного рода данных относится к услугам как особому виду объектов гражданских прав.

Список литературы:

1. Кузнецова О.Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Автореф. дисс. … канд. юридич. наук / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. – М., 1999. – 26 с.

2. Черячукин Ю.В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Автореф. дисс. … доктора юридич. Наук / Волгоградская академия МВД России. – Ростов-на-Дону, 2002. – 41 с.

3. Уткин Э.А. Рекламное дело / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова. – М.: ЭКМОС, 2000. – 272 с.

4. Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З «О рекламе» // Национальный реестр правовых актов. - № 119. – 2007.

5. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» // Национальный реестр правовых актов. - № 279. – 2008.

6. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 2000. – 745 с.