Теребей А.П. Выявление факта предоставления рекламораспространителем недостоверной информации как основание аннулирования разрешения на размещение наружной рекламы

Нормальное развитие рыночных отношений в условиях конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ и услуг от изготовителя, продавца к потребителю. В связи с этим возникает необходимость правовой регламентации рекламной деятельности, а также ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Одним из видов рекламы является наружная реклама. Статья 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) устанавливает следующее определение термина «наружная реклама» – это реклама, размещаемая (распространяемая) на внешних сторонах зданий (сооружений) или вне их с использованием технических средств, специально предназначенных и (или) используемых для размещения (распространения) рекламы, за исключением транспортных средств [1].

Исходя из данного определения можно выделить следующие основные признаки наружной рекламы: а) размещается на внешних сторонах зданий или вне их; б) размещается с использованием специально предназначенных технических средств. Кроме того, размещение рекламы на транспортном средстве не является наружной рекламой, а отдельным видом рекламы, имеющим особенности в правовом регулировании.

Пункт 9 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 г. № 1497 (далее – Положение), определяет, что для получения разрешения на размещение наружной рекламы рекламораспространитель обязан представить в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, в частности, письмо о согласии собственника места размещения средства наружной рекламы на размещение наружной рекламы – если место размещения средства наружной рекламы находится в республиканской или частной собственности, за исключением случаев, когда собственник и рекламораспространитель являются одним лицом [2].

При этом согласно п. 20 Положения разрешение на размещение наружной рекламы может быть аннулировано местным исполнительным и распорядительным органом при выявлении факта предоставления рекламораспространителем недостоверной информации.

Следовательно, в случае, если рекламораспространителем для получения разрешения на размещение наружной рекламы были предоставлены недостоверные сведения, то это может являться основанием для аннулирования разрешения.

Подобная ситуация может сложиться, в частности, если здание находится в общей собственности нескольких лиц и разрешение на получение средства наружной рекламы получает один из собственников. Согласно действующего законодательства, когда собственник и рекламораспространитель являются одним лицом, то предоставлять письмо-согласие не нужно. Однако, в предложенной для рассмотрения практической ситуации у здания имеется еще один собственник, в случае неполучения согласия которого на размещение средства наружной рекламы, могут быть ущемлены его права. Поэтому если один из собственников здания не представил при получении разрешения письмо-согласие на размещение наружной рекламы от другого собственника, то, полагаем, в данном случае можно констатировать факт предоставления рекламораспространителем недостоверной информации.

В действующем законодательстве Республики Беларусь отсутствуют нормы, регулирующие процедуру аннулирования разрешения на размещение средств наружной рекламы. Поэтому у лиц, права которых нарушаются размещением средства наружной рекламы, отсутствует механизм защиты своих прав. В связи с чем данный вопрос требует дополнительного изучения и внесения дополнений в действующее законодательство.

Следует обратить внимание, что норма п. 20 Положения является диспозитивной, так как принятие решения об аннулировании разрешения на размещение средства наружной рекламы относится на усмотрение местного исполнительного и распорядительного органа. Полагаем, что норму п. 20 Положения необходимо изменить и установить не право, а обязанность местного исполнительного и распорядительного органа аннулировать разрешение на размещение средства наружной рекламы в случае обнаружения факта предоставления рекламораспространителем недостоверной информации.

Список литературы:

1. О рекламе : Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З; с изм. и доп. : текст по состоянию на 29.10.2012 г. [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Режим доступа : http://www.pravo.bv. – Дата доступа : 29.10.2012.

2. О реализации Закона «О рекламе» : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 г. № 1497; с изм. и доп. : текст по состоянию на 29.10.2012 г. [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Режим доступа : http://www.pravo.bv. – Дата доступа : 29.10.2012.

Изображение0018.JPG