Изменение положений Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»
9 Марта 2016

Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закона № 306-З) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З). Закон № 306-З вступил в силу 23 января 2016 года.

Законом № 306-З, в частности, установлено, что повторное обращение – это письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

Законом 306-З определено, что должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением случаев:

  • обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;

  • обращения в неустановленные дни и часы;

  • когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;

  • когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Закон № 300-З дополнен статьей 81 «Права организаций, индивидуальных предпринимателей». Согласно ее норме организации, индивидуальные предприниматели имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;

  • обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;

  • осуществлять иные права, предусмотренные Законом № 300-З и иными актами законодательства.

В новой редакции изложена статья 25 Закона № 300-З «Рассмотрение электронных обращений». Определено, в частности, что электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей. На официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет). Требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, предназначенной для размещения электронных обращений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Электронные обращения кроме всего прочего должны также содержать адрес электронной почты заявителя. К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. При несоблюдении установленных требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.

Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях. На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:

  • заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

  • в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Кроме того, информируем об изменении правил перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу.

11 февраля 2016 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 40 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 40). Изменениям и дополнениям подвергся Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 г. № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования».

Указом № 40 определены стоимостные (300 евро) и весовые (20 кг) характеристики товаров, а также частота пересечения физическим лицом таможенной границы (1 раз в 3 календарных месяца), при превышении которых товары не будут относиться к товарам для личного пользования и будут подлежать таможенному декларированию.

Данный подход не будет применяться в отношении отдельных категорий товаров, риск ввоза которых в коммерческих целях минимален: ввозимых воздушным транспортом, сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений, а также товаров, вывезенных ранее и ввозимых физическими лицами обратно.

В случае пересечения физическим лицом таможенной границы реже одного раза в течение трех месяцев, в отношении перемещаемых таким лицом товаров будут действовать общие нормы Евразийского экономического союза, установленные Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и таможенных операций, связанных с их выпуском, – 1500 евро и (или) 50 кг.

Указом № 40 внесены изменения в п. 1.1., а именно определено, что в отношении товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), пересылаемых в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на территории Республики Беларусь (далее – получатель), ввозимых на территорию Республики Беларусь в течение календарного месяца в адрес одного получателя в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, не уплачиваются таможенные платежи, если таможенная стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 22 евро (ранее – 200 евро), и общий вес не превышает 10 килограммов (ранее – 31 килограмма).

Данные положения Указа № 40 вступают в силу с 14 апреля 2016 г.


Все новости