Изменения в контрольной (надзорной) деятельности
16 Ноября 2017

16 октября 2017 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376), основные положения которого вступают в силу с 01 января 2018 г.

В частности, установлены следующие формы и методы организации контрольной (надзорной) деятельности:

1. Государственный контроль (надзор) будет осуществляться в формах:
выборочной проверки;
внеплановой проверки;
мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
мер профилактического и предупредительного характера.
Вместо осуществляемых ранее плановых проверок, в рамках которых посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин, будут проводиться выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований.
Определено, что выборочная проверка включается в координационный план и назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Методика формирования системы оценки степени риска будет утверждена Советом Министров до 1 декабря 2017 г., а критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки будут утверждены до 1 февраля 2018 г.
Информация, которая учитывается при назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом, указана в п. 9 Указа № 510 (например, представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии) и т.п.

2. Изменена периодичность назначения выборочной проверки одного проверяемого субъекта.
Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается.
Проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
Одновременно введен запрет на проведение проверок деятельности проверяемого субъекта в течение двух лет с момента ввода в эксплуатацию объекта строительства в части этого объекта.

3. Сокращены основания для назначения внеплановых проверок. При этом в ходе внеплановой проверки изучению подлежат только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.

4. Определены особенности проверки соблюдения налогового законодательства. В частности, установлено, что при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

5. Предусматривается, что контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, к которым отнесены:
проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
информирование субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
проведение семинаров, круглых столов и другого.

6. При выявлении нарушений в ходе проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера:
- в случае выполнения субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений в установленный срок меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц по результатам мероприятий технического (технологического, поверочного) характера применяться не будут;
- исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной).

7. Вводится принцип «презумпции невиновности» проверяемого субъекта и дополнительные гарантии его деятельности. Это означает, что:
- проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;
- в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта;
- проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
- в защиту своих прав каждое лицо имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

8. Исключена возможность давать поручение на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Проверки будут назначаться органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам. Также уточнен порядок проведения таких проверок.

9. Устанавливается требование использования чек-листов всеми государственными органами (организациями), осуществляющими надзор в форме проверок, за исключением органов прокуратуры.
 

Все новости