Изменения в законодательстве о предпринимательской деятельности
14 Декабря 2017

23 ноября 2017 г. Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7),  который предусматривает следующие нововведения и изменения.
 
1. Вводится уведомительный порядок осуществления некоторых видов деятельности.
Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности, включенный в Перечень, уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно» или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг.
Со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности.
В Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган включены:
  • Предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания.
  • Предоставление бытовых услуг.
  • Предоставление услуг общественного питания.
  • Предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок в регулярном сообщении, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).
  • Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.
  • Оказание туристических услуг.
  • Розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии).
  • Оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии).
  • Производство текстильных материалов, швейных изделий.
  • Производство одежды.
  • Производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви.
  • Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели.
  • Выращивание сельскохозяйственных культур, животноводство
    и рыбоводство.
  • Производство пищевой продукции (за исключением производства алкогольной продукции).
  • Производство тары и упаковки.
  • Производство мебели.
  • Производство строительных материалов и изделий.
  • Оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере.
  •  Деятельность по оказанию психологической помощи. 
2. Субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
 
3. Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения:
  • самостоятельно устанавливают режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, режим работы без (вне) торговых объектов, объектов бытового обслуживания, торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивают его соблюдение. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения таких объектов;
  • вправе создавать объекты общественного питания без подразделения их на типы и классы, а также разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания без учета требований перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению              в такие перечни, утвержденного Министерством антимонопольного регулирования и торговли;
  • самостоятельно определяют порядок оформления и учета счетов     при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания;
  • не представляют сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь. При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год;
  • самостоятельно определяют порядок оформления заказов на бытовые услуги и учета материалов, используемых при их оказании13;
  • вправе использовать гараж в качестве мастерской для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов (собрания уполномоченных членов) гаражного кооператива;
 
4. Субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности:
  • выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов;
  • осуществляют перевозку отходов производства (при наличии
    товарно-транспортной накладной) без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (за исключением перевозки опасных отходов и грузов, которая осуществляется с соблюдением международных договоров Республики Беларусь);
  • вправе допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, получивших право управления механическими транспортными средствами или составами транспортных средств соответствующей категории, независимо от стажа работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории;
  • производят контроль состояния водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых и иных медицинских обследований;
 
5. Субъекты хозяйствования в сфере рекламной деятельности:
  • вправе не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы;
  • получают разрешение на размещение средства наружной рекламы, продлевают действие этого разрешения и переоформляют его путем подачи заявления с приложением необходимых документов в местный исполнительный и распорядительный орган по принципу «одно окно»;
  • размещают наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания с местными исполнительными и распорядительными органами, а также иными государственными органами (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
 6. До 2020 года не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) (за исключением случаев, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами, а также индексации налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам);
 
7. С 1 января 2018 г. субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин, оказывающие (предоставляющие) посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку) на него, вправе применять упрощенную систему налогообложения в порядке и на условиях, определенных главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь.
 
8. Устанавливается административная ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия.
Собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц;
 
9. Субъекты хозяйствования вправе при разработке технических условий на продукцию (работы, услуги):
  • самостоятельно определять срок действия разработанных ими технических  условий (изменений в них) на продукцию (работы, услуги);
  • не согласовывать с государственными органами технические условия (изменения в них) на продукцию (работы, услуги);
Данные положения не распространяются на разработку технических условий (изменений в них) на продукцию (работы, услуги), содержащих сведения, составляющие государственные секреты, либо служебную информацию ограниченного распространения.
 
10. Субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества:
  • не соответствующие требованиям к их проектированию и строительству, предусмотренным техническими нормативными правовыми актами, если на дату ввода в эксплуатацию такие объекты недвижимого имущества соответствовали заявленным требованиям;
  • по назначению, отличному от назначения, указанного в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (за исключением случаев, когда для такого использования требуется проведение строительно-монтажных работ по реконструкции объекта недвижимого имущества), если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования. При этом в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение объектов, предусмотренных в ч. 1 п. 9 ст. 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь (промышленных производств, а также объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, шума и вибрации в размерах, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное влияние на окружающую среду, условия проживания в жилом доме других граждан и могут привести к распространению инфекционных заболеваний, в том числе: пунктов приема посуды; бань, саун, химчисток и прачечных (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 килограммов белья в смену); автоматических телефонных станций общей площадью более ста квадратных метров, предназначенных для телефонизации жилых домов; похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг; дискотек; физкультурно-оздоровительных комплексов общей площадью более ста пятидесяти квадратных метров; пунктов временного содержания животных, приютов и гостиниц для животных).
11. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам не взимается в отношении приобретенных субъектами хозяйствования в собственность и ввозимых на территорию Республики Беларусь своим ходом транспортных средств с временными (транзитными) регистрационными знаками, выданными в иностранном государстве. Уплаченные суммы возвращаются по заявлению субъекта хозяйствования, направленному в письменной или электронной форме государственному учреждению «Белавтострада»;
 
12. При осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, индивидуальные предприниматели и микроорганизации вправе:
  •   не разрабатывать индивидуальные технологические нормативы
  • водопользования,  если  они  осуществляют  водопользование (водопотребление и водоотведение) только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов;
  • не проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать (не утверждать) инструкции  по обращению с отходами производства и нормативы их образования, а также не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.
13. При осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, субъекты хозяйствования вправе:
не разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют три тонны и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют десять килограммов и менее в год;
 
14. Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица
в соответствии с установленными законодательством требованиями,
повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.
 
Основные положения Декрета № 7 вступают в силу 25 февраля 2018 г.
 

Все новости