В настоящее время на территории Республики Беларусь распространено проведение рекламных компаний, организаторами которых являются как крупные торговые объекты и производители, так и мелкие розничные торговые точки.

Каждая организация, независимо от ее размера, объема продаж и организационно-правовой формы, заинтересована в продвижении на рынке своей продукции (товаров, работ, услуг), привлечении внимания потребителей именно к приобретению своей продукции, а также эффективном воздействии на потребительский спрос, увеличении объема продаж.

Наиболее распространенными рекламными компаниями являются рекламные акции и рекламные игры. На территории Республики Беларусь проведение рекламных игр разрешается только после их государственной регистрации в Министерстве торговли Республики Беларусь, для проведения рекламных акций регистрация не требуется.

В связи с вышеизложенным, проблема разграничения рекламных акций и рекламных игр приобретает свою актуальность.

Первоначально необходимо обратиться к определениям понятий «рекламная игра» и «рекламная акция».

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» и п. 2 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51 (далее – Положение о рекламных играх), рекламная игра – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, указанной в пункте 4 Положения о рекламных играх [1; 2].

В соответствии с п. 4 Положения о рекламных играх не являются рекламными играми рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки [2].

Итак, на основании вышеуказанных определений можно выделить несколько оснований для разграничения рекламных игр и рекламных акций:

1. количество победителей:

· рекламная акция – все участники, выполнившие установленные организаторами условия, то есть количество победителей не ограничено;

· рекламная игра – ограниченное количество победителей, соответствующее размеру призового фонда;

2. результат участия в рекламном мероприятии для победителей:

· рекламная акция – все победители получают одинаковые подарки;

· рекламная игра – победители получают различные подарки, вид подарка каждому из победителей определяется по результатам розыгрыша.

Обратимся к судебной практике, затрагивающей вопросы разграничения рекламных акций и рекламных игр.

В феврале 2013 года Министерством торговли Республики Беларусь был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЧТУП «У», которое проводило рекламные мероприятия «Сумка в подарок при покупке нетбука!» (срок начала 01.04.2012, срок окончания ограничен количеством подарков) и «При покупке стационарного компьютера – МФУ в подарок!» (срок начала 20.06.2012, срок окончания ограничен количеством подарков) [3]. Информация о проведении данных рекламных мероприятий была размещена на сайте ЧТУП «У», при этом было указано: «Спешите, количество подарков ограничено». Министерство торговли Республики Беларусь посчитало, что проводимые рекламные мероприятия являются рекламными играми, т.к. подарки (хотя они и были одинаковыми) получали не все участники, а лишь те, которые первые обратились за получением приза.

Таким образом, по мнению Министерства торговли Республики Беларусь отсутствовал один из разграничивающих рекламные акции и рекламные игры признак: количество победителей. При рекламной акции получение подарков является гарантированным всем без исключения при выполнении установленных условий, а при рекламной игре – получение выигрыша является случайным, количество выигрышей и, соответственно, количество победителей ограничено. Согласно требованиям п. 5 Положения о рекламных играх рекламные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве торговли. Названные рекламные игры не проходили государственной регистрации, в связи с чем ЧТУП «У» подлежит привлечению к административной ответственности.

Однако, хозяйственный суд посчитал, что ЧТУП «У» проводило не рекламные игры, а рекламные акции, поэтому дело об административном правонарушении в отношении ЧТУП «У» было прекращено в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения. В обоснование хозяйственным судом было указано, что ограниченное число подарков свидетельствует не о количестве выигрышей и об ограниченном количестве победителей, а определяет временной промежуток проведения рекламной акции.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь оставил постановление хозяйственного суда без изменения, а кассационную жалобу Министерства торговли Республики Беларусь – без удовлетворения.

Следует отметить, что в Республике Беларусь практика проведения подобных рекламных мероприятий сводится к признанию их субъектами хозяйствования рекламными играми. Так, в марте 2013 г. Министерстве торговли Республики Беларусь была зарегистрирована рекламная игра «Coca-Cola. Наш дом и есть наше счастье!», проводимая ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия». Согласно зарегистрированным Правилам проведения рекламной игры призовой фонд составляли 130 000 стаканов. Для получения приза участнику необходимо было купить 8 напитков ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», собрав при этом 8 крышек от напитков, и первым обратиться за призом в Центры выдачи призов [4].

По нашему мнению, до 10 января 2014 года проведение рекламных мероприятий с ограниченным количеством подарков все-таки следовало относить к рекламным акциям. На данное обстоятельство указывали также содержащиеся в Положении о рекламных играх определения понятий «выигрыш» и «розыгрыш призового фонда».

Так, согласно п. 2 Положения о рекламных играх выигрыш – определенные правилами проведения рекламной игры призовой фонд рекламной игры либо его часть, выдаваемые (предоставляемые) организатором рекламной игры после розыгрыша призового фонда рекламной игры ее участнику (участникам), признанному выигравшим (признанным выигравшими) рекламную игру в соответствии с условиями ее проведения [2].

Розыгрыш призового фонда – установленная правилами проведения рекламной игры процедура, обеспечивающая признание участника (участников) рекламной игры выигравшим (выигравшими) [2].

Поэтому для разграничения понятий «рекламная игра» и «рекламная акция» существенным обстоятельством являлось наличие факта розыгрыша призового фонда между участниками.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 октября 2013 г. № 458 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51» (вступил в силу с 10 января 2014 года) понятие «розыгрыш призового фонда» было изменено. В настоящее время победителями из числа участников рекламной игры признаются участники рекламной игры, которые первыми выполнили условия, предусмотренные в правилах проведения рекламной игры, либо в результате случайного выбора.

Исходя из вышеизложенного следует, что с 10 января 2014 года можно выделить дополнительное основание для разграничения рекламной акции и рекламной игры – порядок определения победителя рекламного мероприятия:

· рекламная акция – все обратившиеся в период действия акции участники, которые выполнили установленные организаторами условия;

· рекламная игра – победители определяются путем проведения розыгрыша либо победителями являются участники, которые первыми выполнили установленные организатором условия.

Кроме того, по нашему мнению, законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы проведения рекламных игр, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении термина «рекламная акция» с четким выделением его основных признаков с целью разграничения с понятием «рекламная игра».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О рекламе : Закон Респ. Беларусь, 10 мая 2007 г., № 225-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

2. О проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 янв. 2003 г., № 51 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 25.06.2009 г. № 335 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

3. Архив управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь за 2013 г. – Дело № 01/2013.

4. Правила рекламной игры «Coca-Cola. Наш дом и есть наше счастье!» [Электронный ресурс] / Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия. – Минск, 2014. – Режим доступа : www.coca-cola.by/happiness/. – Дата доступа : 30.03.2014.