В настоящее время в Республике Беларусь принимаются меры против табакокурения. В частности, на общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма». Главное новшество указанного проекта закона – это полный запрет на курение в закрытых общественных местах: ресторанах, кафе, гостиницах, лифтах, подъездах. Однако в законодательстве Республики Беларусь остается неурегулированным вопрос с распространением и рекламой электронных сигарет, которые получили широкое распространение в Беларуси начиная с 2010 г.

Согласно пункту f) статьи 1 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения «По борьбе против табака» под «табачными изделиями» понимаются продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. Вышеуказанная Конвенция ратифицирована Республикой Беларусь 14 июня 2005 г.

При этом пунктом 1-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» определено, что табачные изделия – это продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли.

Исходя из вышеизложенного следует, что в настоящее время согласно законодательству Республики Беларусь электронные сигареты не относятся к табачным изделиям, а, следовательно, не ограничены в распространении и не запрещены к рекламированию.

Однако, по информации Министерства здравоохранения Республики Беларусь: зависимость от табакокурения является заболеванием и расстройством здоровья; исследования по комплексной оценке безопасности электронных сигарет в Республике Беларусь не проводились; достоверных исследований относительно использования электронных сигарет как альтернативы табакокурению не проводилось и данных, подтверждающих такую способность электронных сигарет, нет [1, с. 24].

Согласно абзацу четвертому пункта 8 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама не должна содержать указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Следовательно, в связи с отсутствием достоверной информации о воздействии электронных сигарет на организм человека фактически в рекламе этой продукции можно указывать лишь информацию о торговой марке, наполнителе и ароматах, о продавце и его контактных данных.

К примеру, в 2011 г. Министерством торговли Республики Беларусь был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе гражданин К. за размещение (распространение) в сети интернет рекламы электронных сигарет, содержащей информацию «Свобода в твоих руках. 100 % альтернатива курению», без предоставления документов, подтверждающих, что электронные сигареты безвредны и являются заменителем табака, могут помочь бросить курить.

26 августа 2014 г. Всемирная организации здравоохранения (далее – ВОЗ) опубликовала доклад, в котором отмечается, что до настоящего времени отсутствуют научные исследования, подтверждающие безопасность электронных сигарет. «Проведенные исследования показывают, что некоторые вещества, входящие в состав картриджей для устройств, могут быть цитотоксичными (воздействовать на клетки организма)» [2]. Исходя из изложенных выше фактов, ВОЗ рекомендовала принять меры к ограничению распространения рекламы электронных сигарет.

Таким образом, полагаем, что необходимо внести изменения в Закон о рекламе и установить запрет на рекламу электронных сигарет в Республике Беларусь. В частности, необходимо изменить пункт 3 статьи 17 Закона о рекламе и изложить его в следующей редакции:

«3. Запрещаются размещение (распространение) рекламы табачных изделий, электронных сигарет, бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, электронных сигарет, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия или электронные сигареты, или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари».

Список использованных источников:

1. Гаврильчик, И.А. Можно ли рекламировать электронные сигареты, курительные трубки, кальяны? / И.А. Гаврильчик // Налоги Беларуси. – 2014. – № 16. – с. 24–26.

2. ВОЗ: Электронные сигареты содержат вещества, вызывающие рак [Электронный ресурс] / Доктор Питер: Петербургский сайт о здоровье. – Москва, 2014. – Режим доступа: http://doctorpiter.ru/articles/10009/. – Дата доступа : 01.09.2014.