Охрана жизни и здоровья человека многими современными конституциями рассматривается как одна из важнейших социальных задач общества и государства.

Права второго поколения, к которым относится и право на охрану здоровья, появились в конституциях государств в середине ХХ века. Исключение составила, например, Веймарская Конституция 1919 г. и первые советские конституции. В них указывались государственные механизмы охраны здоровья. Эти конституции оказали большое влияние на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения, признания концепции социального государства.

Конституции таких зарубежных стран как Австрия, Дания, Ирландия, Франция, Швеция не содержат прямого упоминания о праве на охрану здоровья. Ряд европейских конституций в той или иной степени регламентируют право на охрану здоровья [1, с. 511-514].

Конституционное закрепление права на охрану здоровья в странах СНГ имеет свои особенности.

Коренные экономические преобразования в странах СНГ, повлекшие глубокие изменения в социальной сфере, включая здравоохранение, самым непосредственным образом отразились и на характере конституционного регулирования этих отношений, в том числе на особенностях закрепления и нормативном содержании конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья и получение доступной медицинской помощи, а также на гарантировании данного права в условиях рыночной экономики. Решение указанных вопросов связано с конституционным уровнем регулирования социальных отношений по охране здоровья и оказанию медицинской помощи. Осознание необходимости решения назревших вопросов здравоохранения сопровождается существенным повышением общественного интереса к проблемам правового регулирования предоставления медицинских услуг, увеличением числа научных разработок, активизацией законотворчества в данной сфере общественных отношений.

Конституции стран СНГ закрепляют следующие положения, касающиеся охраны жизни здоровья граждан:

1. Право на охрану здоровья. Это положение закреплено практически во всех конституциях стран СНГ, за исключением Республики Армения и Республики Узбекистан. Следует отметить также, что это право предоставляется каждому, за исключением Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Туркменистана, где право на охрану здоровья предоставлено только гражданам.

2. Право на медицинскую помощь. Это право закреплено практически во всех конституциях стран СНГ, за исключением Азербайджанской Республики.

Конституция Республики Армения содержит норму, согласно которой каждый имеет право на получение медицинской помощи и медицинского обслуживания в установленных законом формах.

Статья 45 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

При этом, Конституция Республики Казахстан предоставляет право на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, а также получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях.

Статья 50 Конституции Кыргызской Республики предусматривает, что первая медицинская помощь и медицинская помощь по некоторым видам заболеваний, определенным законом, а также медицинская помощь социально уязвимым слоям населения бесплатна; каждый вправе получить ее в государственных и частных медицинских учреждениях.

Конституция Республики Молдова закрепляет минимальный бесплатный уровень государственного медицинского обеспечения.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно Конституции Таджикистана, каждый, в рамках, определенных законом, пользуется бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения.

Конституция Туркменистана закрепляет бесплатное пользование сетью государственных учреждений здравоохранения.

В статье 49 Конституции Украины предусмотрено, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена.

Отдельные положения, регулирующие вопросы предоставления платной медицинской помощи содержаться в Конституции Туркменистана и Республики Казахстан.

Так, в соответствии со статьей 35 Конституции Туркменистана, платное медицинское и нетрадиционное медицинское обслуживание допускается на основании и в порядке, установленными законом.

Конституция Республики Казахстан предусматривает право граждан на получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях.

3. Медицинское страхование. Положения, касающиеся медицинского страхования, закреплены только в конституциях Азербайджанской Республики и Украины.

Государство, в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики, создаёт условия для различных форм страхования.

Согласно статье 49 Конституции Украины каждый имеет право на медицинское страхование.

4. Развитие массового спорта, физической культуры и туризма. Положения такого характера закреплены лишь в отдельных конституциях стран СНГ.

Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Согласно Конституции Республики Таджикистан государство принимает меры по оздоровлению окружающей среды, развитию массового спорта, физической культуры и туризма.

В соответствии с Конституцией Украины государство заботится о развитии физической культуры и спорта.

5. Санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации поощряется деятельность санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно Конституции Украины государство обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие.

6. Государственные программы, направленные на охрану здоровья. Только Конституция Украины затрагивает данный вопрос.

В соответствии со статьей 49 Конституции Украины охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

7. Ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

В Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что должностные лица, скрывающие факты и случаи, которые создают опасность для жизни и здоровья людей, привлекаются к ответственности на основе закона.

Конституцией Кыргызской Республики предусмотрено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет установленную законом ответственность.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, конституционные положения стран СНГ, касающиеся охраны здоровья содействуют охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни и улучшению ее качества для каждого отдельного человека и всего общества в целом, развитию системы здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечению экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также гарантированию на этой основе каждому конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В перспективе пункт первый статьи 45 Конституции Республики Беларусь целесообразно уточнить: «Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения», поскольку термин «лечение», употребляемый в пункте первом статьи 45, является узким по своему содержанию, предполагая бесплатность лишь одного структурного элемента в составе действий, представляющих медицинскую помощь.

Статью 45 Конституции Республики Беларусь целесообразно дополнить пунктом четвертым следующего содержания: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дюжиков, С.А. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств / С.А. Дюжиков // Ученые записки : Сборник научных трудов юридического факультета РГУ. Выпуск 4. – Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2002. – 544 с.