Проблема сохранения окружающей человека среды выдвинулась в наше время в число наиболее серьезных глобальных проблем, так как загрязнение ее приобрело такие масштабы, что поставило под угрозу само существование человечества. Не случайно практически нет ни одной конституции, принятой в последние два-три десятилетия, которая не затрагивала бы данную проблему. Конституционные положения возлагают на государство обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на физических и юридических лиц – обязанность соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности.

В конституциях зарубежных стран можно увидеть кое-что новое для белорусского конституционного строительства, почерпнуть поучительное и, критически, творчески используя, применить к условиям правового развития нашей страны. Заслуживают обсуждения проблемы выбора уровня закрепления экологических предписаний, повышения их до конституционного статуса или перенесения в иной закон либо подзаконный акт.

В Республике Беларусь целесообразно перенять зарубежный опыт регулирования экологических отношений по следующим направлениям:

1. Важным средством обеспечения права на окружающую среду является получение соответствующей экологической информации. Так, в Республике Казахстан сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Конституции Молдовы и Украины гарантируют каждому право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на распространение этой информации. Утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается молдавской конституцией, в Украине такая информация никем не может быть засекречена. В статье 34 Конституции Республики Беларусь гарантируется право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.

Считаем целесообразным дополнить статью 34 Конституции Республики Беларусь нормой об ответственности должностных лиц государства за утаивание информации о состоянии окружающей среды.

2. Публичные власти должны поддерживать действия граждан, направленные на охрану и улучшение состояния окружающей среды. Такое положение закреплено в статье 74 Конституции Республики Польша. Идентичное положение необходимо закрепить и в белорусской конституции, а конкретные меры государства по поддержанию действий граждан, направленных на охрану и улучшение состояния окружающей среды – в актах законодательства.

3. Важным вопросом охраны окружающей среды является ее защита при градостроительстве. Для активизации градостроительной деятельности и благоустройства владельцы недвижимости в принудительном порядке участвуют в предоставлении (без компенсации) необходимой территории для сооружения улиц, площадей, а также берут на себя расходы по благоустройству и сооружению мест и объектов общего пользования на основе утвержденного плана, как это определено в статье 24 Конституции Греции. Включение такой нормы в Конституцию Республики Беларусь позволит активизировать благоустройство объектов общего пользования в государстве.