В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) – коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству.

Признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных, юридически фиксируемых рамках считаются необходимыми условиями нормального функционирования общества, основанного на частной собственности, свободе предпринимательства и рыночной экономике при наличии объективно существующих и официально признаваемых конфликтов интересов предпринимателей и наемных работников. Право на забастовку рассматривается как важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных договоров и разумного разрешения противоречий, возникших в сфере труда и трудовых отношений. Такие известные теоретики, как Р. Дарендорф, Л. Коузер, доказывают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для снятия социальной напряженности («выпуска пара»), направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения, право на забастовку, как утверждают названные и многие другие западные авторы, не ослабляет, а, наоборот, укрепляет существующую общественную систему, делает ее более гибкой и маневренной, примиряет с ней широкие народные массы, придает ей ореол демократичности и социальной справедливости.

В настоящее время право на забастовку закреплено почти во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой. Оно либо провозглашается в конституции (Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Швеция), либо выводится из конституционного права на ассоциацию (ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург), либо специально закреплено в законодательстве (США, Новая Зеландия), либо опирается на общие принципы права, а именно на действие принципа «разрешено то, что не запрещено» (Финляндия, Норвегия), либо основывается на международном акте (Нидерланды).

Придание конституционного статуса праву на забастовку свидетельствует о его признании на уровне государства и повышенной степени его защиты. При исследовании конституций стран – членов СНГ и Балтии (России, Азербайджана, Армении, Молдовы, Кыргызстана, Грузии, Казахстана, Украины, Литвы), государств Центральной и Восточной Европы (Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии) и ряда стран Западной Европы (Испании, Португалии) выясняется, что право на забастовку имеет позитивную формулировку (то есть изложено по следующему типу: «право на забастовку гарантируется (признается)»). В некоторых случаях (в Основном Законе Эстонии, Албании, Венгрии, Польши, Греции, Италии, Франции) оно сформулировано не прямо, но предполагается, что такое право есть (например, предусматривается, что: «право на забастовку осуществляется в рамках закона»). В конституциях Германии, Швеции, Японии оно не закреплено, но выводится логическим путем из иных конституционных положений – о праве на создание организаций, на коллективные трудовые споры (переговоры) и прочие коллективные действия. И лишь незначительная часть стран романо-германской правовой семьи не содержит в своих конституциях не только упоминания о праве на забастовку, но и не подразумевает его (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Латвия, Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия). Тем не менее, право на забастовку в указанных странах все же существует (судебная практика его признает).

Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Это означает, что требования бастующих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекращение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собственных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) законами обычно запрещены[40, с.144-147].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь забастовка является легальным средством защиты работниками своих экономических и социальных интересов.

Понятие забастовки, процедура принятия решения о ее проведении и другие правовые нормы, регламентирующие порядок ее проведения, оговорены в ст. 388–399 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Конституционное право на забастовку не является абсолютным. Оно может ограничиваться законом в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Перечень минимально необходимых работ по поддержанию жизненно важных функций предприятия (организации), прекращение или приостановление которых может вызвать угрозу для жизни и здоровья людей, должен быть определен в коллективном договоре.

Как отмечает В.А. Черемисов, председатель Республиканского трудового арбитража, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров на предприятиях Республики Беларусь показывает, что, как правило, по разным причинам нарушаются законодательно установленный порядок и процедура разрешения спора. Поэтому, если на предприятии возникает конфликт, то им лучше не заниматься самостоятельно, а обратиться в компетентный орган – областное подразделение Республиканского трудового арбитража, который подберет необходимых специалистов для ведения переговоров и окажет консультативную и практическую помощь, обеспечит методическим материалом, что поможет преодолеть возникший конфликт, не доведя его до забастовки. Одновременно это поможет участникам переговорного процесса на предприятии приобрести опыт преодоления коллективных трудовых конфликтов.

Таким образом, забастовка в условиях рыночной экономики является абсолютно необходимой процедурой для снятия социальной напряженности. При этом забастовка – это очень дорогостоящее мероприятие, и прежде чем принимать решение о ее проведении, необходимо максимально использовать возможности примирительных процедур для разрешения возникших социально-трудовых конфликтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кливер, Е.П. Понятие права на забастовку в российском и зарубежном законодательстве / Е.П. Кливер // Вестник Омского университета. Вып. 4. – 1999. – С. 144-147

2. Черемисов, В.А. Забастовка как крайняя мера в разрешении коллективного трудового спора / В.А. Чермисов // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.