Статья 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) приравнивает к недвижимым вещам предприятие как имущественный комплекс.

В статье 132 ГК указано, что предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

Предприятие как имущественный комплекс подлежит государственной регистрации на основании ст. 131 ГК и ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Регистрация предприятия как имущественного комплекса имеет ряд положительных моментов.

Во-первых, применение данного подхода позволяет объединить различные виды имущества, которые в силу своих конструктивных особенностей и специфики эксплуатации не могут быть сформированы как отдельные объекты недвижимости. К примеру, это актуально для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке кабельного телевидения. В силу отдельных норм законодательства сформировать и зарегистрировать сеть кабельного телевидения, состоящую из антенн приемников, внутриквартальных и внутридомовых кабельных сетей, специализированного оборудования, размещающегося в арендованном помещении, как единое капитальное строение не возможно. Для таких случаев и используется формирование предприятии как имущественного комплекса.

Во-вторых, предусмотренная процедура создания предприятия как имущественного комплекса влечет упорядоченность комплекса имущества и отдельных прав, так как на момент его создания все составляющие должны быть проинвентаризированы.

В-третьих, передача предприятия как имущественного комплекса существенно упрощает процесс передачи отдельных видов имущества, входящих в его состав. Так переход прав на отдельные капитальные строения и изолированные помещения, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса будет осуществлен на основании указаний регистратора республиканской организации по государственной регистрации, посредством подачи одного заявления и пакета документов в республиканскую организацию по государственной регистрации. Правообладателю нет необходимости дополнительно обращаться в отдельные территориальные организации по государственной регистрации по каждому зданию или сооружению в отдельности. При наличии десятка или сотни отдельных объектов недвижимости такой подход существенно сокращает как временные затраты на закрепление прав, так и материальные издержки [2].

Также, создание предприятия как имущественного комплекса позволяет вовлечь вновь созданный объект недвижимого имущества в гражданский оборот. Например, предприятие как имущественный комплекс можно использовать для обеспечения долговых обязательств как предмет залога. Кроме того, учитывая специфику национального законодательства предприятие как имущественный комплекс можно использовать в целях смены собственника юридического лица, если это, к примеру, унитарное предприятие.

Таким образом, предприятие как имущественный комплекс – специфический и уникальный объект гражданских прав. Состав имущества предприятия не является фиксированным: одни виды его отчуждаются, другие приобретаются.

Отдельно стоит остановиться на вопросе включения деловой репутации (гудвилла) в состав предприятия как имущественного комплекса. Считается, что возникновение гудвилла обусловлено выгодными деловыми контрактами предприятия, его высокой репутацией среди клиентов, выгодным местоположением, монопольными привилегиями, высокой квалификацией сотрудников и другими факторами.

Международные стандарты финансовой отчетности определяют деловую репутацию в составе предприятия как имущественного комплекса как «выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны» [3].

В соответствии с п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25, данная Инструкция не применяется в отношении деловой репутации [1, п. 3]. То есть, так как отчуждение или существование деловой репутации отдельно от организации невозможно, то она не учитывается в составе нематериальных активов.

В законодательстве Республики Беларусь при определении состава предприятия как имущественного комплекса упор делается на имущественную составляющую. Однако стоимость предприятия, как правило, превышает, совокупную балансовую стоимость его наличного имущества или чистых активов. Разница между рыночной и балансовой стоимостью предприятия и является стоимостью деловой репутации.

Полагаем, что состав предприятия как имущественного комплекса должен быть расширен, и в него должен войти такой институт как деловая репутация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. О некоторых вопросах бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 30 апреля 2012 г., № 25. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.

2. Государственная регистрация предприятий как имущественных комплексов [Электронный ресурс] / Национальное кадастровое агентство. Режим доступа : http://nca.by/rus/formir/faq/faq_pik/~page__n134=3. – Дата доступа : 14.10.2013.

3. Международные стандарты финансовой отчетности 2006 : издание на русском языке М. : Аскери-АССА, 2006. – 1060 с.